Изучение и сохранение надгробий в дореволюционной, советской и современной России

Александра Шуринова
В последние годы публикуется немало работ, посвящённых некрополистике – исторической дисциплине, направленной на описание, исследование и сохранение некрополей. Изучение надгробий представляет историко-культурный интерес, поскольку надгробные памятники отражают часть повседневной жизни, связанную с кончиной человека: помимо имени, фамилии и отчества мы можем узнать годы его жизни, профессию или основное занятие, изредка указываются подробности смерти или же краткий рассказ о жизни. Эпитафии с использованием библейских цитат, стихотворений, либо же написанные в прозе часто дают лучшее понимание того, что за человек здесь похоронен, помогают прочувствовать те эмоции, которые испытывали люди прошлых веков, хороня близкого друга.

Москва. Ваганьковское кладбище. Надгробие Рудневой Элеоноры Ипполитовны.
Здесь покоится прах вдовы
ЭЛЕОНОРЫ ИППОЛИТОВНЫ РУДНЕВОЙ
умершей 8го февраля 1897 года
Примерная была мать. Оставшись вдовой
24х лет, в родовом имении Михайловского
уезда, она лучшие свои годы жизни посвя-
тила воспитанию своих сирот детей.
Примерная была бабушка. Она последние свои
годы жизни посвятила своим внучкам
от единственно оставшейся в живых своей
младшей дочери Любови, замужем за док-
тором Поль. Внучки бабушку очень любили

Она умерла в тот момент, когда, изнеможенная
болезнью, с трепетом сердца ждала возвращения с
окончательного экзамена свою младшую внучку
ЗИНОЧКУ, чтобы её поздравить с успехом, но не
дож-далась!.. ЗИНОЧКА, которая уже успела так
безвременно погибнуть в юных годах и могила которой
[…] рядом с её любимой бабушкой, была жестоко
опечалена! Часто горячо молилась на могиле бабушки!
Да, бабушка не жила для себя: сначала она жила жизнью
своих детей, а затем жизнью своих внучек. Вечный тебе
[поко]й, наша дорогая, да будет тебе земля легка! Благодарные дочь
[…]
Надгробные памятники привлекли внимание российских исследователей достаточно давно, однако долгое время работа заключалась исключительно в сборе эпитафий. Составление «некрополей» – сводов надгробных надписей – началось еще во второй половине XVIII века. Первой важной публикацией в этой сфере исследований считается свод эпитафий с надгробий Архангельского собора в Кремле, изданный в 1758 году Александром Петровичем Сумароковым. На протяжении XIX века было опубликовано немало подобных собраний, в том числе и по региональным кладбищам.
Наиболее основательно вопрос об изучении надгробий и фиксации эпитафий был поставлен в конце XIX века великим князем Николаем Михайловичем, дядей Николая II. Им было выдвинуто предложение описать кладбища прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, а затем и других частей Российской империи, поскольку, как указал сам Николай Михайлович в предисловии к «Московскому некрополю», «издание надгробных надписей сохранит их навсегда от исчезновения и даст полезный материал для истории и особенно для генеалогии». Составление «некрополей» в Москве и Санкт-Петербурге Николай Михайлович доверил видным деятелям своего времени, в числе которых были, например, Владимир Иванович Саитов, Борис Львович Модзалевский. В регионах этим, как правило, занимались представители местного духовенства. Сбор материала в регионах продолжался вплоть до 1917 года, пока не был прерван революцией.
Слева – Николай Михайлович Романов. Фотография начала ХХ века
Справа – обложка первого тома Русского провинциального некрополя, вышедшего в 1914 году

В ранние советские годы в рамках краеведческого движения действовали объединения по охране надгробных памятников. Одним из таких стало кладбищенское отделение комиссии «Старая Москва» в составе «Общества изучения Московской губернии». Отделение возглавил архивист и москвовед Борис Сергеевич Пушкин. Задачами кладбищенского отделения были изучение московских некрополей, фиксация и охрана наиболее ценных памятников.
Работа была начата в 1924 году после того, как стало известно о планах Москоммунхоза: планировалось уничтожить 22 московских кладбища и сделать вместо них сады. За 1925-1926 годы удалось зафиксировать около 17 000 памятников. Благодаря деятельности комиссии многие надгробные памятники, подлежащие сносу, были перенесены в Донской монастырь. Это место стало единственным некрополем Москвы, который не затронули существенные потери, поскольку в 1920-е годы здесь был устроен музей, куда, по возможности, свозили не только ценные надгробия, но и фрагменты сносимых сооружений: так, например, в Донском монастыре до сих пор хранятся оригинальные барельефы храма Христа Спасителя.
Впрочем, надо отметить, что музейный статус Донского монастыря не всегда спасал надгробия от уничтожения – известно, что в начале 1930-х годов сотрудник Государственного исторического музея Николай Рудольфович Левинсон инициировал сдачу некоторых памятников Донского некрополя на металлолом. Кроме этого, надгробия и их элементы похищали: так, в 1950-е годы с могилы санкт-петербургского губернатора Ивана Алексеевича Алексеева был украден крест, а с места погребения генерала Гавриила Ильича Бибикова бесследно исчезла мраморная группа из двух фигур. Некоторые памятники использовались как строительный материал; чаще всего их использовали в качестве бордюрных камней – например, один из таких находится у храма святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице в Москве.
Москва. Некрополь Донского монастыря

В конце 1920-х годов краеведческое движение в СССР, а вместе с ним и «Старая Москва», было разгромлено. Изучение дореволюционных надгробий надолго ушло в подполье; считалось, что публикация исследований по некрополистике не соответствует интересам советской исторической науки. Издавались лишь материалы, связанные с Древней Русью, а также историей революций, Гражданской и Великой Отечественной войн. Кроме этого, в 1951 году Николаем Флегонтовичем Иконниковым, сумевшим в годы Гражданской войны выехать сначала в Югославию, а затем – во Францию, был составлен указатель захоронений русских дворян в эмиграции.
Возрождение некрополистики началось только в 1980-е годы. Важную роль в привлечении внимания к некрополям сыграла повесть Сергея Евгеньевича Каледина «Смиренное кладбище», опубликованная в 1987 году в одном из самых известных литературных журналов того времени – «Новом мире». В повести идет речь о трагических судьбах людей, связавших жизнь с работой на кладбище, а также рассказывается о деталях кладбищенского быта. В 1989 году режиссером Александром Атаевичем Итыгиловым был снят фильм по повести Каледина.
Важным этапом возрождения некрополистики стала конференция «Исторический некрополь Москвы», состоявшаяся в 1990 году. По итогам конференции вышел сборник, в котором опубликованы статьи видных историков-некрополистов – С. О. Шмидта, В. Ф. Козлова, Л. А. Беляева и др.

Ростислав Лозинский
В 1998 году в Туле был открыт провинциальный историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь». Инициатором его создания был Ростислав Романович Лозинский – богослов, много сделавший для сохранения историко-культурного наследия Тулы. Под руководством Лозинского еще в 1980-е годы в Туле зародилось движение, деятельность которого была направлена на сохранение и изучение кладбищ. По словам Ростислава Романовича, «надгробные памятники – это непрестанный диалог живых и мертвых, продолжение общения целых поколений чувств и мыслей, которыми жили люди в прошлом, не утративших своего значения и для будущего».

Сейчас некрополистика продолжает набирать популярность как исследовательская область: публикуется большое число работ по этой теме, а в регионах периодически работают экспедиции, собирающие надгробные надписи и фиксирующие формы надгробных памятников. Особенно большое значение эта область исследований имеет для генеалогии, поскольку кладбище является богатейшим источником генеалогической и биографической информации. Кроме того, надгробия интересуют и людей, не связанных с наукой, заботящихся о сохранении прошлого своего региона. Об этом говорят многочисленные страницы в Интернете, созданные энтузиастами и содержащие списки похороненных на региональных кладбищах.

Литература

  • Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVIII вв. / отв. ред. Б. А. Рыбаков. М. : Модус-граффити, 1996. 567 с.
  • Вздорнов В. И. Печальные памятники и их судьба // Наше наследие. 2014. №111. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11117.php, свободный (дата обращения: 08.10.2021).
  • Московский некрополь / сост. вел. кн. Николай Михайлович. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1907. Т. 1 : А-И. 544 с.
  • Пежемский Д. В. Московский православный некрополь XVIII – ХХ вв. : Каталог-справочник / сост. А. А. Воронцова-Маралина, Д. В. Пежемский. М. : Летний сад, 2019. 230 с.
  • «Старая Москва» за 110 лет : каталог выставки / сост. О.И. Дернова-Пигарева. М., 2020. 21 с.
  • Шилов Д. Н. «Русский некрополь» великого князя Николая Михайловича: история создания, неопубликованные материалы / Д. Н. Шилов. М. : Старая Басманная, 2010. 167 с.

© Лаборатория региональной истории России ФГН НИУ ВШЭ
https://www.hse.ru/rrh/
Made on
Tilda