Аннотация Ольга Матич показывает парижские (Пер-Лашез, Монпарнас, Монмартр, Пасси) и московские (Донское, Новодевичье, Введенское и Ваганьковское) кладбища как музеи искусства с целью определить архитектурные и скульптурные характеристики надгробных памятников различных эпох — барокко, неоклассицизма, романтизма, модерна и т. д. Кроме этого, рассматриваемые кладбища здесь представлены как ценные источники локальной истории. Автор вписывает сюжеты, связанные с кладбищами, в историко-культурные и политические контексты времени их формирования.
Исследование состоит из двух частей: первая из них посвящена парижским кладбищам, вторая — московским. Отдельное внимание автор уделяет эмигрантскому кладбищу во французском городе Сент-Женевьев-де-Буа, который был одним из центром белой эмиграции в 1920-е годы, а также погребальным обрядам российской мафии 1990-х годов, помимо прочего, рассматривая вопрос о связи мафиозных похоронных практик с прошлыми поминальными практиками России.
Во многом работа Ольги Матич сродни экскурсии по рассматриваемым кладбищам.
Обе части книги начинаются с исторического экскурса, посвященного формированию парижских и московских похоронных практик и кладбищенских пространств. На описание каждого некрополя отводится одна глава, которая начинается с краткой исторической справки о кладбище, после чего следует рассказ о наиболее выдающихся надгробных памятниках, сопровождаемый большим количеством иллюстраций. Прежде всего автор уделяет внимание кладбищенской скульптуре и архитектуре, в отдельных случаях рассматривая и тексты эпитафий, и биографии тех, кто на этом кладбище похоронен.
Александра Шуринова