АннотацияАвтор книги — Анна Соколова — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, преподаватель программы «История советской цивилизации» Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).
В дореволюционный период похоронный ритуал был публичным социальным действием, он регламентировался и был наблюдаем. В советский период произошел отход от традиционного уклада общества, что повлияло и на похоронные практики, которые стали частью приватной сферы. Книга посвящена трансформациям в сфере похоронной культуры раннего СССР через анализ похоронного ритуала. Исследование основано на широкой источниковой базе архивных документов из фондов ГАМО, ГА РФ, ГАВО, РГАЭ, ЦГА СПб, ЦГАМ. Книга состоит из введения, пяти глав и заключения, а также приложений.
Глава 1 «Похоронный футуризм: похороны протестные, революционные и, статусные» посвящена истокам церемониала похорон советских «вождей», связанного с общей революционной повесткой России рубежа XX века и процессами конструирования особой большевистской субъективности, корни которой, как пишет автор, лежат в XIX веке. Для этого А. Соколова прослеживает генеалогию практики политизированных публичных похорон в Российской империи до 1917 года и показывает, как развивалась эта практика после 1917 года и каким было отношение к «красным» похоронам. (с. 69).
В главе 2 «Смерть в утопии: кладбище в пространстве социалистического города» исследовательница анализирует десемантизацию смерти, «ключевой процесс в истории советской мортальности», что наложило «свой отпечаток на развитие раннесоветского городского планирования». Как замечает А. Соколова, «смерть либо вытеснялась из образа города будущего, результатом чего были утопические проекты городов без кладбищ, либо парадоксальным образом становилась частью производственной жизни через создание особых индустриальных объектов — крематориев» (с. 146).
В главе 3 «В мечтах о кремации» автор анализирует дискуссии о кремации как одном из способов захоронения. А. Соколова обращается к законодательной стороне вопроса, а также общественным дискуссиям о кремации в России и Европе в позднеимперский и советский довоенный период.
Глава 4 «“Покорнейше прошу вас не умирать так быстро”: советская реформа похоронного администрирования» посвящена истории похоронного кризиса 1919 года, способам выхода из него и результатам. Как пишет автор, основными направлениями модернизации похоронного дела в первые послереволюционные годы в России стали муниципализация похорон «как исключительно важной сферы обслуживания населения и предоставление каждому гражданину Советской республики возможности пользоваться одинаковыми похоронными услугами вне зависимости от социального происхождения или достатка» (с. 279), то есть десакрализация похорон.
В главе 5 «Дистопия советской смерти» автор пишет о том, как процесс десемантизации смерти привел к тотальному слому социальных структур, как «постепенное заполнение семантического вакуума утопическими конструктами и различными субститутами привычных адаптивных практик (“красные” похороны, гражданская панихида, кремация, коллективные мемориалы, новая интерпретация символического бессмертия) сыграли ключевую роль в формировании уникальной советской похоронной культуры» (с. 328).
Помимо изучения конкретных практик, А. Соколова также включает в свое исследование сравнительный аспект и приходит к выводу, что советская политика в похоронной сфере было во многом рациональной и следовала мировым тенденциям того времени, то есть советский опыт не абсолютно уникален и его можно рассматривать как часть масштабного процесса перехода к индустриальным обществам.
Мария Иванова