АннотацияВ книге собраны результаты исследований, посвященных антропологическому анализу современных похоронно-поминальных традиций и дискурсов вокруг этих традиций в городской и сельской культурах. Книга была издана по результатам конференции «Танатологические практики и нарративы в современной культуре: советский и постсоветский период» (Москва, 13–14 февраля 2014 г.). Книга состоит из 6 небольших тематических глав, где отражена широкая география исследований: «от Мурманской области до Албании, от Украины до Ямало-ненецкого округа и Республики Алтай». Статьи в сборнике относятся к разным областям гуманитарных дисциплин: антропологии, этнологии, социологии, этнолингвистики, фольклористики и истории.
Авторы сборника считают похоронную и поминальную обрядность одним из главных инструментов в поддержании и активизации культурной памяти. При этом, как они отмечают, это же является наиболее консервативным элементом семейной обрядности, поэтому «ее изменения, происходящие под воздействием новых социальных и экономических условий, «…» отражают коренную трансформацию глубинных пластов духовной культуры народов, проживающих в России и других странах мира» (с. 5). Осознание важности обсуждения и анализа данной проблематики подтолкнуло авторов к проведению указанной выше конференции.
Первый раздел сборника посвящён трансформационным процессам похоронного обряда, перешедшего из условий жёсткой регламентированности в сферу действий рыночных отношений. Этот переход рассматривается в статьях Е. Левкиевской «”Народное отпевание” в Самойловском районе Саратовской области» и Д. Ермолина «Между сунной, традицией и модой: современный погребальный обряд исламизированных славян Албании».
Второй раздел содержит тексты, фокусирующиеся на региональной проблематике. Так, в статье Т. Листовой «Праздник встречи живых и умерших в пространстве кладбища. Современные календарные поминания на российско-украинско-белорусском пограничье» рассмотрена история поминального праздника Радоницы в приграничных областях России, Украины и Беларуси. Исследование С. Крюковой «“...Надо проститься”: соционормативные представления и погребальная практика современных старообрядцев Алтая (Усть-Коксинский район Республики Алтай)» обращается к поминальным обычаям старообрядцев на Алтае. В статье Н. Бирюковой «Трансформация хантыйских похоронно-поминальных обрядов в Шурышкарском районе ЯНАО» отражаются схожие процессы, но уже среди коренных народов Севера России.
Третий раздел посвящен дискурсивным практикам, трансформации танатологического дискурса и способам осмысления таких процессов как старение и умирание. Так, в статье И. Разумовой «Танатологические мотивы в документальных текстах о времени социалистического строительства в Заполярье» автор обращается к анализу этого дискурса в текстах массовой культуры в областях с экстремальными условиями жизни. Исследование М. Милениной «Некротические тексты современного города: контекст и прагматика» посвящено некротическим нарративам в городах современной Украины. В статье М. Елютиной «Пожилые люди: на обочине смерти» рассматривается отношение к смерти со стороны представителей геронтологической группы и выделяются индивидуальные стратегии переживания людьми конечности собственной жизни.
В четвертом разделе авторы обращаются к проблеме трансформации мемориальных практик в публичном и приватном пространствах. Статьи Ю. Шаниной «Акустический код кладбища д. Родома Лешуконского района» и Э. Степановой «Плачи Прасковьи Савельевой на свою смерть в контексте карельской традиции причети» посвящены традиционным поминальным практикам Русского Севера, а именно: звуковому сопровождению этих практик (песни, звон колоколов, запись похоронных плачей). В статье А. Балашова «Взаимоотношение поисковиков с миром мёртвых: фольклорные мотивы и сюжеты» анализируется полевая работа и фольклорные представления волонтеров, ищущих останки солдат, погибших в Великой Отечественной войне (поисковики).
Пятая часть сборника включает в себя две статьи. Исследование О. Змеевой «“Был в сети вчера …”: смерть журналиста в малом городе» анализирует конкретный сюжет со смертью журналиста и тем, как поминальные практики перешли в сетевое пространство, то есть из приватной сферы в публичную. Статья Н. Комелиной «“Как бот ‘Каганович’ погиб”: тексты и практики, связанные с памятью о крушении кораблей на Белом море» посвящена общественной мемориализации «неправильной» смерти моряков через установку памятного креста морякам «Кагановича» на берегу моря и часовни.
В последней части рассматриваются государственные мемориальные практики. Так, А. Юдкина в статье «Могила Неизвестного солдата в советском мемориальном ландшафте» обращается к созданию одного из мемориальных мест России в память о Великой Отечественной войне и рассматривает мемориалы ВОВ как составляющие «гражданской религии». В исследовании Д. Громова «Некрополи российских правителей: пять веков традиции» отражена эволюция некрополей правителей России от Ивана Калиты до наших дней.
Мария Иванова