Аннотация

Диссертация Мэтью Клопфенштайна, представленная к защите в Университете Иллинойса (Урбана-Шампейн, США) в 2021 г., посвящена анализу похорон в России конца XIX – начала XX в. и значению последних для формирования публичной сферы в позднеимперский период. Опираясь на распространенное мнение, что в 1910-х гг. в России похороны общественных деятелей, писателей и политиков становились заметными общественными событиями и часто приобретали политическое звучание, отражая сложные взаимоотношения общества и власти, автор сосредотачивается на анализе женских похорон.
В качестве примера Мэтью Клопфенштайн рассматривает публичную реакцию на смерть женщин-знаменитостей соответствующего периода ⎯ оперных певиц Анджолины Бозио (1859) и Евлалии Кадминой (1881), эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой (1913), драматических актрис Веры Комиссаржевской (1910) и Марии Савиной (1915). При этом автор обращается как к описаниям похорон, так и к материалам прессы, освещавшей события. Клопфенштайн также предлагает «прочтение» образа актрис и певиц, формировавшегося во время и после похорон посредством обращения к биографическому методу.
По мнению автора, в течение нескольких десятилетий, предшествовавших революции, можно отметить размывание границ между высокой и низкой культурой, что порождало новые формы коммуникации между представителями разных социальных слоев. Одной из подобных форм была апелляция к категории «знаменитость». С другой стороны, перформанс и — шире ⎯ выстраивание публичного образа известного человека стали восприниматься как неотъемлемый атрибут его/ее жизни.

Рассматривая организацию и проведение публичных похорон женщин-знаменитостей, Мэтью Клопфенштайн приходит к выводу, что вокруг подобных событий создавался особый эмоциональный режим. Последний способствовал мобилизации различных социальных групп и инициировал появление в прессе очередного витка острой дискуссии о гражданском обществе, культурных и социальных границах, аутентичности и самости, а также о будущем России. Публичные ритуалы смерти таким образом утверждали не только социальную значимость умершего, но и права скорбящих на публичное выражение собственного мнения.

В настоящее время на основе диссертации издано несколько статей: Klopfenstein M. The Death of the Seagull: Vera Kommissarzhevskaia and the Search for Transcendence in Late Imperial Russia // The Russian Review. 2021. Vol. 80, No. 2. P. 270-293; Klopfenstein M. The Operatics of Death: Gender, the Market, and the Reform-Era Public Sphere in the Death of Angiolina Bosio // Vestnik Permskogo Universiteta. Istoria. 2021. Vol. 55, No. 4. P. 13‒24. Материалы работы также представлены в видеолекции, размещенной на YouTube канале Лаборатории региональной истории России НИУ ВШЭ: https://www.youtube.com/watch?v=Isb0Q7dDTEY

Екатерина Болтунова




The Oxford Handbook of the Archaeology of Death and Burial / Ed. by S. Tarlow, L. N. Stutz. Oxford: Oxford University Press, 2013. 872 p.

© Лаборатория региональной истории России ФГН НИУ ВШЭ
https://www.hse.ru/rrh/
Made on
Tilda