Аннотация

Работа Татьяны Царьковой, посвященная изучению русской стихотворной эпитафии, стала первым крупным научным трудом на эту тему – ранее специалисты в основном уделяли внимание западноевропейским сатирическим и античным эпитафиям. Автор предпринимает попытку проследить эволюцию жанра эпитафии на протяжении XIX – ХХ веков. Кроме этого, Т. С. Царьковой удалось показать связь эпитафии с контекстом времени, в которое она появилась, а также отразить многообразие эпитафий одной эпохи.

Первая глава работы посвящена определению и истокам термина «эпитафия», истории зарождения русской эпитафики, содержанию эпитафии, месту стихотворной эпитафии в надгробной надписи. Здесь же говорится о том, как отбирались источники исследования — более 1 300 наиболее репрезентативных и художественно значимых образцов. Завершает главу обзор исследований, в которых русская стихотворная эпитафия как жанр была предметом публикации или филологического дискурса.

Во второй главе рассматривается эволюция жанра эпитафии в России, который представлен двумя основными разновидностями: реальной и литературной эпитафией. Эпитафия, как указывает автор, отражала идеи своего времени, поэтому мы можем говорить о существовании эпитафий классицизма, романтизма и т. д.

В третьей главе Т. С. Царькова анализирует поэтику жанра, обращая внимание читателя на четыре основных концепта: смерть, жизнь, загробный мир и памятник. Исследовательница также упоминает, что остается много неизученных моментов: например, другие содержательные константы жанра (Бог, Душа, Небо и пр.), а также простонародная эпитафия и ее соотнесенность с другими эпиграфическими стихотворными надписями.

Александра Шуринова


Царькова Т. С. Русская стихотворная эпитафия XIXXX веков: источники, эволюция, поэтика. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр, 1999. 199 с.

© Лаборатория региональной истории России ФГН НИУ ВШЭ
https://www.hse.ru/rrh/
Made on
Tilda